Дополнительная образовательная программа с применением дистанционных технологий

Кружок "Финансовая грамотность"

 

 

 

Дополнительное образование – это процесс свободно избранного ребенком освоения знаний, способов деятельности, ценностных ориентаций, направленных на удовлетворение интересов личности, ее склонностей, способностей и содействующей самореализации и культурной адаптации, входящих за рамки стандарта общего образования.

Система дополнительного образования в школе  выступает как педагогическая структура, которая:

             максимально приспосабливается к запросам и потребностям учащихся;

             обеспечивает психологический комфорт для всех учащихся и  личностную значимость учащихся;

             дает шанс каждому открыть себя как личность;

             предоставляет  ученику возможность творческого развития по силам, интересам и в индивидуальном темпе;

             налаживает взаимоотношения всех субъектов дополнительного образования на принципах реального гуманизма;

             активно использует возможности окружающей  социокультурной и духовной пищи;

             побуждает учащихся к саморазвитию и самовоспитанию, к самооценке и самоанализу;

             обеспечивает оптимальное соотношение управления и самоуправления в жизнедеятельности школьного коллектива.

  

           Дополнительное образование обладает большими возможностями для совершенствования общего образования, его гуманизации; позволяет полнее использовать потенциал школьного образования за счет углубления, расширения и применения школьных знаний; позволяет расширить общее образование путем реализации досуговых и индивидуальных образовательных программ, дает возможность каждому ребенку удовлетворить свои индивидуальные познавательные, эстетические, творческие   запросы.

Дополнительное образование детей — необходимое звено в воспитании многогранной личности, в ее образовании, в ранней профессиональной ориентации. Ценность дополнительного образования детей состоит в том, что оно усиливает вариативную составляющую общего образования и помогает ребятам в профессиональном самоопределении, способствует реализации их сил, знаний, полученных в базовом компоненте.    Дополнительное образование детей создает юному человеку условия, чтобы полноценно прожить пору детства. Ведь если ребенок полноценно живет, реализуя себя, решая задачи социально значимые, выходит даже в профессиональное поле деятельности, то у него будет гораздо больше возможностей достичь в зрелом возрасте больших результатов, сделать безошибочный выбор.

Школьное дополнительное образование способствует возникновению у ребенка потребности в саморазвитии, формирует у него готовность и привычку к творческой деятельности, повышает его собственную самооценку и его статус в глазах сверстников, педагогов, родителей. Занятость учащихся во внеучебное время содействует укреплению самодисциплины, развитию самоорганизованности и самоконтроля школьников, появлению навыков содержательного проведения досуга, позволяет формировать у детей практические навыки здорового образа жизни, умение противостоять негативному воздействию окружающей среды. Массовое участие детей в досуговых программах способствует сплочению школьного коллектива, укреплению традиций школы, утверждению благоприятного социально-психологического климата в ней.

Подрастающее поколение неравнодушна к образованию, но хотела бы, чтобы оно было более жизненным и личностно ориентированным. Очевидно, что одно только базовое образование не в состоянии решить эту проблему. Поэтому так важно умело использовать огромные возможности дополнительного образования, благодаря которому каждый ученик действительно получит возможность самостоятельно выбирать вид деятельности, определить свой собственный образовательный путь.

Для системной и качественной  реализации дополнительного образования в школе создана  целевая программа дополнительного образования. В Программе  отражены цели и  задачи, направленные на развитие системы дополнительного образования в школе, а также средства и механизмы, обеспечивающие их практическую реализацию.  Конечным результатом реализации программы должна стать вариативная система  дополнительного образования, которая будет   создавать условия для свободного развития личности каждого ученика школы.

 

Цель дополнительного образования:   создание оптимальных педагогических условий для всестороннего удовлетворения потребностей обучающихся и развития их индивидуальных склонностей и способностей, мотивации личности к познанию и творчеству.

Задачи:

             формирование условий для создания единого образовательного пространства;

             изучение интересов и потребностей учащихся в дополнительном образовании;

             расширение различных видов деятельности в системе дополнительного образования детей для наиболее полного удовлетворения интересов и потребностей, учащихся в объединениях по интересам;

             создание условий для привлечения к занятиям в системе дополнительного образования детей большего числа учащихся среднего и старшего возраста;

             определение содержания дополнительного образования детей, его форм и методов работы с учащимися с учетом их возраста и интересов;

             развитие творческого потенциала личности и формирование нового социального опыта;

             создание максимальных условий для освоения учащимися духовных и культурных ценностей,

             воспитание уважения к истории, культуре своего и других народов и ориентация в информационном пространстве;

             сохранение психического и физического здоровья учащихся.

  

           При организации дополнительного образования детей школа опирается на следующие приоритетные принципы:

             принцип непрерывности и преемственности,

             принцип системности во взаимодействии и взаимопроникновении базового и дополнительного образования,

             принцип вариативности,

             принцип гуманизации и индивидуализации,

             принцип добровольности,

             принцип деятельностного подхода,

             принцип творчества,

             принцип разновозрастного единства,

             принцип открытости системы.

Функции дополнительного образования:

             образовательная  – обучение ребенка по дополнительным образовательным программам, получение им новых знаний;

             воспитательная – обогащение культурного слоя общеобразовательного учреждения, формирование в школе культурной среды, определение на этой основе четких нравственных ориентиров, ненавязчивое воспитание детей через их приобщение к культуре;

             информационная – передача педагогом ребенку максимального объема информации (из которого последний берет столько, сколько хочет и может усвоить);

             коммуникативная – это расширение возможностей, круга делового и дружеского общения ребенка со сверстниками и взрослыми в свободное время;

             рекреационная – организация содержательного досуга как сферы восстановления психофизических сил ребенка;

             профориентационная - формирование устойчивого интереса к социально значимым видам деятельности, содействие определения жизненных планов ребенка, включая предпрофессиальную ориентацию.

             интеграционная – создание единого образовательного пространства школы;

             компенсаторная – освоение ребенком новых направлений деятельности, углубляющих и дополняющих основное (базовое) образование и создающих эмоционально значимый для ребенка фон освоения содержания общего образования, предоставление ребенку определенных гарантий достижения успеха в избранных им сферах творческой деятельности;

             социализация – освоение ребенком социального опыта, приобретение им навыков воспроизводства социальных связей и личностных качеств, необходимых для жизни;

             самореализация – самоопределение ребенка в социально и культурно значимых формах жизнедеятельности, проживание им ситуаций успеха, личностное саморазвитие.

 

   Используемые методы организации учебно-воспитательного процесса:

             Практические (упражнения, самостоятельные задания, практические и

лабораторные работы).

             Наглядные (наглядные пособия, технические средства обучения).

             Демонстрационные (экскурсии; посещение культурологических учреждений).

             Информационные, в том числе ИКТ.

             Дидактические (использование обучающих пособий).

             Иллюстративные (использование иллюстративного материала художественной и периодической печати).

             Словесные (объяснение, рассказ, беседа, описание, разъяснение).

             Игровые (основаны на игровой деятельности воспитанников).

             Ассоциативные (основаны на ассоциациях - высших корковых функций головного мозга).

             Технологические (использование различных педагогических технологий в организации работы с детьми).

             Репродуктивные (форма овладения материалом, основанная на воспроизводящей функции памяти). Используются при повторении, закреплении.

             Объяснительно-иллюстративные (объяснение, описание на иллюстративном фактическом материале).Доступность.

             Проблемные (проблемная ситуация, научный поиск).

             Частично-поисковые (предположения, самостоятельность рассуждения; постановка отдельных проблемных вопросов).

             Исследовательские (самостоятельные наблюдения, исследовательские задания; научный поиск).

В структуру метода входят приемы обучения.

 

Приемы обучения можно подразделить на:

-             приемы формирования и активизации отдельных операций мышления, внимания, памяти, восприятия, воображения;

-             приемы, способствующие созданию проблемных, поисковых ситуаций в мыслительной деятельности воспитанников;

-             приемы, активизирующие переживания, чувства воспитанников;

-             приемы контроля, самоконтроля, самообучения воспитанников;

-             приемы управления коллективными и личными взаимоотношениями

воспитанников.

Формы занятий:

             Игры (познавательные; творческие; диагностические; ролевые и т.д.)

             Конкурс.

             Конференция, фестиваль, олимпиада, клубный день.

             Соревнование.

             Экскурсия.

             Концерт.

             Выставка.

             Спектакль.

             Викторина.

Виды занятий: Групповые, индивидуальные, фронтальные.

Типы занятий:

-             Комбинированные занятия - сочетания различных видов работ (объяснение, закрепление, проверка, подведение итогов и др.).

-             Теоретические - сообщение нового.

-             Практические - формирование и закрепление умений и навыков; основное внимание уделяется практической деятельности, упражнениям.

-             Диагностические.

Формы занятий:

             теоретические;

             практические;

             комбинированные;

             диагностические;

             репетиционно-тренировочные;

             лабораторные;

             контрольные.